?

Log in

No account? Create an account

a_sevastianov


Александр Никитич Севастьянов


Previous Entry Share Next Entry
НЕВЕРОЯТНОЕ МАСТЕРСТВО РУССКИХ ГИТАРИСТОВ-СЕМИСТРУНЩИКОВ
a_sevastianov

Семиструнная гитара – уникальный русский инструмент, наилучшим образом выражающий русскую душу. Недаром ведь пелось «О, говори хоть ты со мной, подруга СЕМИструнная!». Семи-, а не пяти-, шести-, двенадцати или сколько там еще…

На семиструнной гитаре еще каких-то сорок лет тому назад играла вся Россия. Именно под нее пели и плясали не только цыганские хоры, но и Высоцкий, Окуджава, Галич, Визбор, Ножкин и другие барды – и даже мальчишки в подворотнях и блатные на своих малинах.

Видно, седьмая струна и мажорный гармонический строй давали что-то особенное русскому уху и русскому сердцу, чего не могла дать шестиструнка.

Мне повезло. Мне в детстве папа с мамой купили на 11-летие именно семиструнную гитару, и она сопровождает меня всю жизнь.

Но в 1960-е годы пришли «Битлы» - ни дна бы им, ни покрышки! – и вся Россия посходила с ума. Все повыбрасывали родимые семиструнки и перешли на шестиструнные гитары, в т.ч. электрические. Даже цыгане, о позор! – и те стали забывать игру на семиструнной гитаре.

И сегодня только титаническими усилиями немногих ценителей и виртуозов семиструнная гитара выживает в условиях забвения русскими своих культурных корней, всеобщего чужебесия и засилия массовой культуры.

Перед вами – лучшие из лучших, несравненные исполнители-семиструнщики, гордость и надежда нашего времени: http://www.youtube.com/watch?v=Cw8_6aZJdBI

Слушайте и помните: мы – русские! Во всем, и в музыке тоже, мы не такие, как другие народы мира. У нас даже в гитаре на одну струну должно быть больше, чем у прочих. А уж в душе…

Ниже – справка об уникальных исполнителях.

Александр Севастьянов

ДУЭТ «РУССКИЕ ГИТАРЫ»

Владимир Сумин Владимир Маркушевич

История русской семиструнной гитары насчитывает вот уже более 200 лет. Тем не менее, на сегодняшний день в мире существует немного исполнителей, способных достойно представить богатейший пласт русской музыкальной культуры, связанный с русской семиструнной гитарой.

Владимир Сумин и Владимир Маркушевич объединились в стремлении показать, как естественно и красиво могут звучать на двух русских семиструнных гитарах темы популярных народных песен и романсов, которые, по сути, являются песнями русской души.

Дуэт «Русские гитары» предлагает вниманию публики уникальное наследие русских гитаристов, начиная с XIX века и вплоть до наших дней А. Сихры (17731850), М. Высотского (17941837), М. Павлова-Азанчеева (18881963), В. Сазонова (19121969), С. Орехова (19351998), А. Агибалова, С. Руднева и других. В репертуаре дуэта представлены жемчужины русской гитарной музыки произведения, созданные на основе популярных в России и за ее пределами народных песен и романсов.

Музыканты с большим успехом выступают на международных гитарных фестивалях, таких как «Русская гитара в XXI веке» в Жуковском, на крупнейшем форуме «Мир гитары» в Калуге, «Классическая гитара в XXI веке» в Казани, ведут активную концертную деятельность. Артистизм, виртуозность, эмоциональность, искренность на сцене, глубина и яркость трактовки музыкальных образов отличают музыкантов как подлинных исполнителей русской гитарной музыки.

-----------------------------------------------------------------------------

ВЛАДИМИР МАРКУШЕВИЧ

Владимир Маркушевич (семиструнная гитара) родился в Москве в 1971 году. Окончил музыкальное училище им. Гнесиных (класс Л. Менро). Выступает как солист и аккомпаниатор. В 2005 году гастролировал вместе с народным артистом СССР А. Ведерниковым, в 2006-2007 годах с заслуженным артистом России А. Колпаковым, ведущим артистом цыганского театра «Ромэн». Играл во многих залах и исторических музеях страны.

Владимир активно пропагандирует свой инструмент как исполнитель и исследователь. Собрал нотную гитарную библиотеку, записи исполнителей на русской гитаре, «озвучил» несколько исторических инструментов из коллекции Музея музыкальной культуры им. Глинки (гитара Ф. Шаляпина, Андрея Сихры, цыганки Тани и др.), сделал цикл радиопередач о русской гитаре на «Народном радио», «Голосе России», «Эхо Москвы» и других, организовал Международный конкурс исполнителей на русской семиструнной гитаре имени выдающегося русского гитариста Сергея Орехова.

В последнее время Владимир Маркушевич выступает с уникальной сольной программой «Золотой репертуар русской семиструнной гитары XIXXX вв.». В ходе концерта Владимир Маркушевич увлекательно рассказывает об исполняемых им пьесах и композиторах, их написавших, что создает особую доверительную атмосферу между музыкантом и слушателями, придает концерту характер салонного музицирования, столь характерного для музыкальной жизни России XIX века.

-----------------------------------------------------------------------------

ВЛАДИМИР СУМИН

Родился в 1972 году в Алма-Ате, с 1980 года живет в Ростове-на-Дону. Музыкой занимается с семи лет: первоначально играл на баяне под руководством мамы, преподававшей этот инструмент в музыкальной школе, а в десять лет начал обучаться игре на гитаре.

Окончив музыкальную школу, поступил в Ростовское училище искусств. За годы учебы стал лауреатом нескольких гитарных конкурсов. Много играл в ансамблях, аккомпанировал вокалистам. В 2008 году стал лауреатом Первого международного конкурса исполнителей на русской семиструнной гитаре «Жуковский 2008».

В настоящее время Владимир Сумин вместе с Владимиром Маркушевичем выступают как дуэт "Русские гитары" с концертной программой «Музыка русской души». Музыканты впервые сыграли вместе на международном фестивале исполнителей на семиструнной гитаре «Жуковский-2009» и на крупнейшем Международном гитарном форуме «Мир гитары» в Калуге.


  • 1
Зачем выбрасывать семиструнную гитару?!
Просто одна струна снимается и всё )

Нет, не все, уважаемый дилетант.

Ещё струны купить для шестиструнки, ну это мелочи, уважаемый знаток. А если очень надо, то ещё переделать верхний и нижний порожки, но и так играть можно.

Edited at 2013-01-29 02:53 pm (UTC)

Можно, можно. Играйте на здоровье. Все так и делают.


Господин А.Никитин! Вы предлагаете посмотреть-послушать музыкальный видео-ролик "Русские гитары на фестивале в Калуге 2011". Вот его репертуар:
  1. Цыганская венгерка
  2. Очи чёрные
  3. Полька
  4. Ехали цыгане
"Великая цыганская музыка, наилучшим образом выражающая русскую душу" (почти дословная Ваша цитата). И Вы ещё спрашиваете: "Не повторим ли мы злую и печальную судьбу ромеев, потерявших и государство, и судьбу?" Если для Вас русское=цыганскому, то вопрос Ваш давно запоздал, и ответ очевиден.

Господин великий русский националист! Разберитесь с Вашей головой: или отложите цыганскую семиструнную культуру, или сложите звание русского националиста и запишитесь в цыгане.
Вклад в русскую культуру Ваших друзей можно оценить хотя бы из этой статистики: "...пропорция распределения языковой специализации судебных переводчиков:
  1. Цыганский язык различных диалектов - 80%
  2. Языки Дагестана - 12%
  3. Вайнахские языки - 5%
  4. Прочие языки России и стран СНГ - 3%"
Ничего не имею против культуры цыган и других народов.
Всех уважаю, но люблю только свой, русский народ, и ценю свою, русскую культуру.
Чужого не надо.




Edited at 2013-01-29 12:55 pm (UTC)

1. "Господин А. Никитин" - это кто?
2. Я-то давно разобрался. А вам это еще только предстоит.
Во-первых, у цыган нет своей музыкальной культуры. Они обладают удивительным свойством перенимать и конденсировать культуру тех народов, среди которых скитаются. Поэтому в Испании они создают фламенко, в Румынии и Венгрии виртуозно играют на скрипках (и, кстати, в Закарпатье) и создают там такую классику местного жанра как чардаш, а в России т.н. цыганские песни и романсы становятся неотъемлемой частью русской культуры. Становятся именно потому, что цыгане возвращают нам, русским, нашу же, русскую мелодику, остраненную и подчеркнутую своим особенным исполнением. В этом секрет дикой популярности цыганских исполнителей у русской публики: от песен цыганского хора плакали Пушкин и Лев Толстой, к Илье Соколову в "Яръ" стремились все русские, кому только это было по карману, граф Федор Толстой женился на цыганке (и не он один, отец знаменитой цыганской певицы Ляли Черной был граф Киселев, официально женатый на ее матери, а прадед музрука "Ромэн" Александра Колпакова и вовсе был самарским вице-губернатором и т.д.) и так продолжается до наших дней, причем не только в специфическом цыганско-кабацком жанре (цыганом был такой знаменитый эстрадный певец, как Козин).
Во-вторых, именно в силу сказанного цыганские песни и романсы (созданные, как уже было сказано, на основе русской мелодики) есть в значительной мере плод сотворчества русских поэтов и музыкантов. Многие из них поются на слова русских авторов (кстати, "Цыганская венгерка" написана Аполлоном Григорьевым, а "Очи черные" - Евгением Гребенкой, именно русскими поэтами). А музыкальная обработка делалась русскими композиторами и исполнителями (кстати, "Ехали цыгане" здесь исполняются в обработке великого русского гитариста-семиструнщика, исполнителя и композитора Сергея Орехова; а кроме того, эта песня есть переработка именно русской народной песни "Ой, загулял, загулял, загулял парнишка-парень молодой, молодой", исполнявшейся, в частности, Петром Лещенко). Да и язык исполнения, в подавляющем большинстве случаев, русский, а не цыганский.
В-третьих. Основной смысл моего послания был в том, чтобы привлечь внимание читателя к судьбе уникального, чисто русского инструмента и к мастерству замечательных, чисто русских исполнителей. Им сегодня нет равных, я это говорю ответственно. Если вам повезет, вы сможете найти в интернете исполняемые ими произведения Высоцкого (не Владимира, конечно, а 19 века), Глинки, Павлова-Азанчеева и других чисто русских композиторов. Я дал ссылку на одну из последних больших записей, но есть, разумеется, и другие.
Так-то, мой юный друг. "Цыганщина" давно и недаром есть органический элемент русской культуры, вполне драгоценный и особый камень в ее короне.
Так что не торопитесь пыжиться и поучать свысока старших товарищей, как надо быть русским. И что нам, русским, любить или не любить. Мы этот выбор давно сделали и без вас. А вот вы лучше постарайтесь проникнуть в секреты русской культуры изнутри.

Edited at 2013-01-29 02:19 pm (UTC)

1. Прошу прощения за описку - конечно, вместо "Никитин" следует читать "Севастьянов".
2. Боюсь, не смогу быть Вашим другом, и тем более юным, как и Вы мне не товарищ и уж тем более не старший.
3. Ваша развёрнутая фактическая аргументация в духе кто, когда и как был без ума от "цыганщины" доказывает только одно: болезнь застарела (около 200 лет), перешла в хронику и шансов на выздоровление у России мало.
4. Тем не менее я благодарен Вам за то, что вы являете собой особо интересный случай в длинной череде русского языческого одичания и, надеюсь, заставите задуматься многих о том, что значит быть русским, что есть русская культура.
5. Желаю всего доброго, прежде всего - здоровья.

Очень милый ответ, спасибо. И вам желаю всего самого доброго и особенно здоровья.
Извините, что назвал вас "юным другом", видимо, я преувеличил ваше дружелюбие и преуменьшил вашу зрелость, исходя из вашего текста.
Однако, поскольку судьба русского народа мне не безразлична, то хотелось бы уточнить, что есть "русское языческое одичание" и что бы вы хотели ему противопоставить.

Edited at 2013-01-29 02:43 pm (UTC)

Уважаемый г. Севастьянов!

Здесь и сейчас не место и не время, чтобы так преизбыточно обосновать моё видение русской судьбы, кот. я обозначил как "языческое одичание", - так преизбыточно, как это сделали Вы в защиту "цыганщины". Скажу только, что Россия по моему мнению давно перешла вершину своего исторического пути (начало XIX века?), её дальнейший путь идёт с тех пор неизменно на понижение в сопровождении разухабистой, хамской, декадентской "цыганщины". Что протипоставить прогрессирующей гангрене? Медицина говорит: радикальную ампутацию, если не поздно. Если поздно, то морфий для облегчения страданий. В лучшем случае таким морфием и служит столь дорогая Вам "цыганщина".

В знак доброй воли признаюсь: и я порой раскарябываю себе душу каким-нибудь романсом. Моё отличие от Вас, как мне кажется, в том, что я осознаю: то, что я делаю, это романсирование, это соитие души с тёмной "цыганщиной" - это есть дурнота, постыдная слабость, с которой надо бороться. Это недостойно русского человека - православного христианина.

Всех благ.

Спасибо за откровенное признание и определенность позиции.

Семиструнная гитара

Александр Никитич, а в чём преимущества семиструнной гитары помимо того, что она часть русской культуры? Есть, наверное, какие-то жанры или тональности, в которых на ней легче играть, чем на шестиструнной.

Re: Семиструнная гитара

Совершенно верно. У семиструнной гитары есть ряд специфических приемов, ходов. К примеру, игра на терциях, квинтах, кое-какие переходы. И т.д. Это органически соответствует русскому и цыганскому романсу, песне. Седьмую струну ведь не случайно еще в XVIII веке приделал Андрей Сихра к обычной европейской шестиструнке и настроил ее на мажорный гармонический лад, в чем-то близкий балалайке. Он понял, что такой инструмент более соответствует специфике русской гармонии. Наш уход к шестиструнке, произошедший на моих глазах из-за увлечения Битлами, это национальная культурная катастрофа, попытка переиначить русскую душу. Я ненавижу Битлов и порожденную ими музыкальную "культуру" с детства всеми силами души.

  • 1